Характеристика отдельных видов имущественного вреда, подлежащего возмещению реабилитированному
В перечне, закрепленном ч. 1 ст. 135 УПК, первым пунктом указаны средства, которые в повседневной жизни являются основным источником существования человека - заработная плата, пенсии, пособия и другие средства. Эти доходы неразрывно связаны с личностью реабилитированного.
Особенно серьезным является незаконное или необоснованное применение к лицу мер уголовно-процессуального принуждения или наказания, связанных с лишением свободы, ведь в этом случае человек лишается возможности реализовать своё конституционное право на труд и, как следствие, получение заработной платы. Анализ изученных нами уголовных дел, завершившихся реабилитацией, показал, что в подавляющем большинстве случаев (76 %), реабилитированные обращаются за возмещением именно данного вида вреда.
Понятие заработной платы дается в ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации, под которой понимается вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Лишение возможности трудиться, вызванное незаконным привлечением к уголовной ответственности, может быть как следствием вынужденного прогула, так и увольнением с работы, по соответствующим основаниям, предусмотренным ТК. Полагаем, что именно с данной позиции следует оценивать правовые последствия для реабилитированного.
Нельзя без внимания оставить особенность, связанную с возмещением оплаты за труд реабилитированным, являющимся военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел и других правоохранительных органов, которым выплачивается не заработная плата, а денежное довольствие.
Денежное довольствие, на наш взгляд, подпадает под закрепленное в п. 1 ч. 1 ст. 135 УПК понятие «других средств», т.е. трудовых доходов, являющихся основным источником средств к существованию гражданина, которых реабилитированный лишился в результате уголовного преследования.
Наряду с заработной платой, для большого количества граждан основным источником средств к существованию является пенсия, считающаяся главным видом социального обеспечения.
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Пенсия представляет собой регулярные денежные выплаты, предоставляемые гражданам при достижении определенного возраста, наступления инвалидности, в случае потери кормильца, а также за выслугу лет и особые заслуги перед государством.
В настоящее время существует два вида пенсий - трудовые пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Основные различия между ними состоят в их правовом регулировании и источнике финансирования (государственные пенсии выплачиваются за счёт средств федерального бюджета, а трудовые - за счёт средств обязательного пенсионного страхования).
Различают пять видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению: за выслугу лет, по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, социальная пенсия. При этом трудовые пенсии могут быть лишь трёх видов: не предусмотрена трудовая пенсия за выслугу лет, также не бывает трудовой социальной пенсии.
Законом допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовой пенсии. Поэтому особенно важным является возмещение реабилитированному всех причитающихся ему пенсионных выплат.
Еще одним видом средств, подлежащих возмещению реабилитированному, является пособие - денежная выплата, которая производится гражданам в случаях, предусмотренных законодательством.
Пособие является социальной гарантией, оказываемой государством лицам, находящимся в тяжелом экономическом положении. Поэтому лишение граждан указанных выплат, в связи с незаконным или необоснованным привлечением к уголовной ответственности, особенно остро сказывается на их имущественном положении.
Лишение либо существенное ограничение права лица на получение в силу тех или иных жизненных обстоятельств любого из перечисленных видов пособия, безусловно, может стать следствием незаконного привлечения к уголовной ответственности. В этой связи мы не можем в полной мере согласиться с мнением М. В. Максименко, утверждающего, что положение о необходимости возмещения гражданину сумм пенсии или пособия, выплата которых была приостановлена в связи с незаконным лишением свободы, в настоящее время утратило
свою значимость и актуальность.
В соответствии с ч. 7 ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий, в соответствии с законодательством Российской Федерации .
При этом следует иметь в виду, что выплата пособий всегда состоит в прямой зависимости от правового статуса лица, который он имел до его незаконного привлечения к уголовной ответственности. Так, согласно п. 3 ст. 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработными не могут быть признаны граждане, осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы. Следовательно, такие лица не могут рассчитывать на получение пособия по безработице, в случае если они его получали до незаконного или необоснованного осуждения.
Кроме всех выше рассмотренных периодических выплат, подлежащих возмещению реабилитированному, п. 1 ч. 1 ст. 135 УПК указывает «другие средства, которых он лишился в результате уголовного преследования», что свидетельствует об открытом характере данного перечня.
Ранее действовавшее законодательство также использовало понятие «другие трудовые доходы, являющиеся основным источником средств к существованию гражданина» (п. 1 ст. 2 Положения о порядке возмещения ущерба), под которыми понимались доходы лиц свободных профессий (художников, писателей и т.п.); лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью в сфере кустарно- ремесленных промыслов, сельского хозяйства, бытового обслуживания населения и другими видами деятельности, основанными исключительно на личном труде этих лиц, членов их семей; а также стипендии, выплачиваемые в период обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, училищах и на курсах (абз. 1 примечания к п. 9 Инструкции по применению Положения).
«Другие средства» могут иметь различные наименования, но главное, что их объединяет, - это связь с конституционным правом на оплату за труд, социальное обеспечение и другие выплаты, гарантированные государством.
Под другими средствами, о которых говорится в п. 1 ч. 1 ст. 135 УПК, следует понимать все легальные доходы реабилитированного, получение которых было прервано в результате незаконного или необоснованного привлечения к уголовной ответственности. Это могут быть субсидии на оплату предоставляемых гражданам социальных услуг, стипендии студентам, аспирантам и докторантам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях и научных организациях, ежемесячная продовольственная компенсация и другие выплаты
3
сотрудникам правоохранительных органов, государственным служащим , компенсации лицам, работающим и проживающим на Крайнем Севере, а также доходы, полученные в результате предпринимательской деятельности.
В отношении лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, особо актуальным является вопрос о возмещении упущенной выгоды, так как в случае совершения в отношении них незаконных действий, воспрепятствовавших ведению ими предпринимательской деятельности, основной ущерб будет складываться именно из неё.
Следует не согласиться с мнением отдельных авторов, утверждающих, что в УПК не предусмотрена возможность возмещения упущенной выгоды. Выплата государством «других средств» реабилитированному, которой он лишился в результате незаконного или необоснованного уголовного преследования, по- нашему мнению, есть ничего иное, как возмещение ему упущенной выгоды, т.е. средств, которые реабилитированный мог и должен был получить, если бы не лишился возможности трудиться.