«Коммерсантъ»: арестован представлявшийся генералом ФСБ предприниматель — очевидец по большим делам

«Коммерсантъ»: арестован представлявшийся генералом ФСБ предприниматель — очевидец по большим делам

Пресненский районный трибунал Москвы арестовал бывшего ассистента вице-спикера Госдумы...

«Известия»: ВТБ платит юристам-специалистам по санкциям по $40 000 за месяц

«Известия»: ВТБ платит юристам-специалистам по санкциям по $40 000 за месяц

Банк ВТБ  нанял профессионалов по вопросам санкций  для лоббирования собственных...

Что делать, если вас собираются штрафовать за тонировку

Что делать, если вас собираются штрафовать за тонировку

Штраф за тонировку стекол

Вас останавливает сотрудник ДПС и, видя на стеклах машины тонировку, сообщает, что это запрещено, и заставляет содрать пленку. В случае отказа грозится снять номера. Имеет ли он на это право?

Довольно типичная ситуация: когда инспектор не знает, к чему придраться, он начинает проявлять интерес к тонировке стекол вашего автомобиля. Обычно требования инспектора сводятся к устранению данного нарушения и уплате штрафа в размере 100 рублей. В случае же отказа гаишник угрожает снять номера с машины. Конечно, сам он этого делать не будет, а попросит водителя. Правильно: сотрудник ГИБДД не имеет на это право, и если он собственноручно станет откручивать номера, то рискует нарваться на обвинения в превышении полномочий и самоуправстве. Почему?

Дело в том, что требование убрать тонировку прямо на месте, угроза наложить штраф или снять номера не имеют под собой никакого законного основания. Гаишники пользуются вашей правовой безграмотностью.

 

Что говорит закон

 

В подобных ситуациях инспекторы ссылаются на п. 7.3 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, утвержденного постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23 октября 1993г. № 1090, согласно которому эксплуатация автомобиля запрещается, когда установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя.

Именно этим положением и оперируют сотрудники ДПС. Но они почему-то забывают, что в этом же пункте содержится очень важное уточнение: разрешается применять тонированные стекла (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует ГОСТ 5727?88.

Стоп! Значит, тонировка все-таки разрешена?

Совершенно верно, закон не запрещает использовать тонированные стекла, если они соответствуют ГОСТ 5727?88 «Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия». Давайте заглянем в этот документ.

Согласно п. 2.2.4 стандарта светопропускание стекол, обеспечивающих видимость для водителя, должно быть не менее:

¦ 75 % – для ветровых стекол;

¦ 70 % – для стекол, не являющихся ветровыми, входящих в нормативное поле обзора, определяющее переднюю обзорность.

Следовательно, наличие тонировки на стеклах автомобиля не может автоматически расцениваться сотрудниками ДПС как нарушение. Нарушение нужно доказать, замерив, соответствует ли тонировка требованиям ГОСТа или нет. На глаз это сделать нельзя – необходимо использовать специальные приборы: «Тоник», «Блик», «Свет», которые обязательно должны быть сертифицированы. Кроме того, Государственная метрологическая служба должна проверить, исправны ли приборы и верны ли их показания. Вся эта информация содержится в соответствующем документе. Вы можете попросить, чтобы вам его показали. Применение других приборов запрещено.

А теперь самое главное: измерять светопропускную способность могут на стационарных постах и контрольных постах милиции, контрольно-пропускных пунктах транспортных средств (п. 16.1 приложения 1 к приказу Министерства внутренних дел РФ от 7 декабря 2000 г. № 1240). Кроме того, выполнять проверку могут только сотрудники технадзора. Инспекторы ДПС не имеют такого права. Об этом говорится в постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 5 декабря 2008 г. (БВСР 09?2), а также в письме департамента ОБДД МВД РФ от 31 июля 2008 г. № 13/п?1962. Стоит отметить, что ДПС и технадзор – совершенно разные подразделения ГИБДД.

Соответственно, инспектор ДПС не может наложить на вас штраф, выписать вам предупреждение, заставить снять пленку или открутить номера, пока сотрудники технадзора на стационарном посту не произведут замер.

Доставить вашу машину на стационарный пост инспектор ДПС имеет право, только если составлен протокол задержания транспортного средства (именно транспортного средства, а не водителя). Но наличие тонировки не является основанием к задержанию.

Некоторые сотрудники ГИБДД не согласны с утверждением, что замеры могут производиться только на стационарных постах. В какой-то степени они правы. В приложении 1 к приказу Министерства внутренних дел РФ от 7 декабря 2000 г. № 1240 написано, что измерять могут на постах. Но «могут» не значит «обязаны». Вот если бы было написано «могут только на постах», споров не возникало бы. Поэтому если сотрудник технадзора предложит вам сделать замеры прямо в поле, не нужно «качать права». Хотя существуют судебные решения, которые отменяют вердикты сотрудников технадзора в случае замеров не на посту. В данной ситуации инспекторы технадзора трактуют закон в свою пользу, а суды встают на сторону нарушителя (при правильно составленном ходатайстве).

Если вдруг вас остановили на стационарном посту, где находился сотрудник технадзора с проверенным сертифицированным прибором, и по результатам замеров выяснилось, что ваша тонировка не соответствует нормам, то согласно п. 1 ст. 12.5 КоАП РФ такое нарушение влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 100 рублей. Никаких изъятий талонов техосмотра, номеров и т. п. Только предупреждение или штраф.

Требовать, чтобы вы сняли тонировку на месте, никто не вправе. Законом на это даются одни сутки (п. 2.1 ст. 27.13 КоАП РФ).

Кстати, согласно тому же ГОСТ 5727?88 светопропускание определяют по ГОСТ 27902. Измерения проводят в трех точках каждого образца. При этом температура должна быть от 15 до 25 °С, давление – от 86 до 106 кПа, относительная влажность воздуха – от 40 до 80 %. Нарушение хотя бы одного из этих условий может помочь вам выиграть дело в суде и оспорить протокол. Достаточно будет получить официальную справку о температуре, влажности или давлении в день замера.

Проследите, чтобы в протокол были внесены данные о приборе: тип, марка, сведения о поверке, номер сертификата, показания и методика их измерения (п. 2 ст. 26.8 КоАП РФ). Впрочем, отсутствие этой информации также может помочь вам в суде, и если вы намерены обжаловать протокол, то не напоминайте об этом инспектору.

Инструкция к действию

Итак, вас останавливают и заводят разговор о тонировке стекол. В зависимости от ситуации вы:

¦ напоминаете инспектору, что законом разрешена тонировка, которая не превышает установленные ГОСТ 5727?88 нормы. А пока не доказано, что эти нормы превышены, нет никакого нарушения;

¦ спрашиваете, как инспектор определил, что тонировка нарушает установленные ГОСТом нормы;

¦ напоминаете, что замеры должны производиться только сотрудниками технадзора на стационарном посту с использованием разрешенных приборов, прошедших поверку;

¦ если вы находитесь на стационарном посту, просите у сотрудника технадзора документы на прибор, сверяете название и номер прибора и уточняете дату поверки (она должна проводиться ежегодно);

¦ если нарушение все же выявлено, напоминаете, что законом предусмотрено лишь наложение предупреждения или штрафа в размере 100 рублей. На устранение нарушения даются одни сутки.

Скорее всего, поняв, что вы знаете о своих правах, сотрудник ГИБДД (за исключением сотрудников технадзора) вас отпустит: не каждый инспектор пойдет на явное нарушение требований закона.

© Ссылка на источник Максим Андреевич Фомич Как защитить свои права

Вы здесь: Главная Гражданское право Что делать, если вас собираются штрафовать за тонировку