Что делать, если у вас путевка в Египет
- Подробности
- Просмотров: 1807
Опрошенные «Известиями» юристы объясняют, почему туристам стоит соглашаться на замену, предлагаемую туроператором, и можно ли рассчитывать на полную компенсацию потерь
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Голенищев
Из-за приостановки авиасообщения между Египтом и Россией изменить планы на отпуск придется более 140 тыс. российских граждан. Именно такое количество путевок было продано в Египет на ближайшие месяцы, утверждают в Российском союзе туриндустрии. И если туроператорам правительство обещало поддержку, то обычным туристам пока остается надеяться только на себя: сейчас одни турфирмы предлагают им аннуляцию туров и выплату компенсации, другие — замену тура в Египет на аналогичный в Турцию, на Кипр или в другую страну, а третьи просто ждут, пока не восстановят авиасообщение с Египтом, надеясь на терпение клиентов. По мнению опрошенных «Известиями» юристов, вернуть часть стоимости по сгоревшим путевкам удастся, но далеко не всем.
Меньше всего шансов получить заплаченные за отдых деньги у тех, кто планировал искупаться в Красном море в ноябре-декабре.
— Складывается форс-мажорная ситуация, при которой крайних фактически нет — и для покупателя тура, и для туроператора запрет на полеты был непредвиденным. Согласно рекомендациям Ростуризма, оператор может вернуть деньги за тур, но за вычетом фактически понесенных расходов, которых ему уже не вернуть. Всё зависит от того, успел ли уже расплатиться туроператор с отелем и перевозчиком или нет, — сообщил гендиректор Клуба защиты прав туриста, юрист Дмитрий Давыденко. — Туристам, заказавшим туры на ближайшие месяцы, не стоит рассчитывать, что им вернут всю или большую часть суммы.
Как правило, туроператоры стараются вносить оплату гостиницам и перевозчикам за несколько месяцев до проведения тура. Если тур был заказан на ноябрь-декабрь, оператор уже успел внести до 90% от всей уплаченной туристом суммы, если на январь и позднее — около 20–30%, утверждает Дмитрий Давыденко.
С перевозчиками, как правило, оператор расплачивается позднее. По оценкам туроператоров, обычно стоимость туров в Египет и Турцию на 65–70% состоит из услуг отеля, остальное — авиабилеты.
— Речь идет уже о невозможности исполнения обязательств туроператора, но только частично — Египет посещать можно, летать туда нельзя. Соответственно, и возвращать вам деньги будут так же — большая часть возвращенных средств будет составлять стоимость рейса, если он не был оплачен, — считает гендиректор Клуба защиты прав туриста.
Чтобы получить обратно деньги, уплаченные за тур, клиентам турфирм следует требовать от своего оператора расписку о невозможности исполнения обязательств и параллельно передать ему свое заявление о возврате уплаченных денег. На заявление, говорит Дмитрий Давыденко, оператор обязан дать ответ в течение 20 дней.
— Если турист не согласен с суммой возврата или не получил ее вовсе — можно обратиться в суд, — пояснил юрист.
Тем более что доказать понесенные расходы оператору будет непросто, считает он. По факту проверить, вносил ли оператор плату за определенного клиента, можно только через сам отель — оператор платит траншами сразу за тысячи своих клиентов, данные, в какой отель ушли деньги на того или иного клиента фирмы, есть только у египетских отелей.
По оценкам Дмитрия Давыденко, суд с оператором может продолжаться до 3–4 месяцев.
Как правило, суд в спорах между операторами и их клиентами становится на сторону клиентов, но если есть не зависящие от оператора обстоятельства — форс-мажорные, то оператор вправе вернуть только оставшиеся после расчетов с отелями и перевозчиком деньги, соглашается юрист Московской городской коллегии адвокатов Андрей Панасюк.
Впрочем, формально под понятие форс-мажора эта ситуация не подпадает, заявил в субботу вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин.
— Эта ситуация не считается форс-мажором, на сегодня она считается непредвиденным «существенным изменением условий», когда действительно перевозка прекратилась и туроператор не в состоянии исполнить свои обязательства, — сказал он.
Суть остается той же — туроператор не может исполнять свои обязательства, подчеркивает Дмитрий Давыденко.
Непредвиденные операторами и их клиентами обстоятельства возникли в минувшую пятницу. Президент России Владимир Путин согласился с рекомендацией главы Федеральной службы безопасности (ФСБ) Александра Бортникова приостановить авиасообщение с Египтом до выяснения причин крушения А321 «Когалымавиа». С субботы российских туристов начали вывозить из страны, на сегодня там остается около 40 тыс. граждан нашей страны.
Судиться с государством как инициатором «непредвиденных» для операторов обстоятельств нет смысла, это не предусмотрено законодательно, подчеркивает Андрей Панасюк.
Пока же не полетевшие в Египет российские туристы по большей части отказываются от компенсации и меняют свой тур на Турцию, сообщила в субботу пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. Турция традиционно дороже Египта, но сейчас там несезон. Но это лучше, чем требовать от туроператоров компенсации, уверен Дмитрий Давыденко. Если же оператор предлагает на замену другие направления, те же Вьетнам или Таиланд, то за них могут потребовать доплатить, предупреждает юрист. Также могут взять доплату, если оператор всё же предлагает перевезти вас в Египет, но через третьи страны.
Ситуация с выплатами может измениться, если в отношения турист — турфирма вмешается правительство. Вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что правительство разрабатывает меры по оказанию поддержки туристическим компаниям.
— Всё зависит от того, как будут урегулироваться вопросы с самими туристами: кто из них захочет воспользоваться альтернативными маршрутами или просто перенести поездку, кто не захочет и потребует деньги… Исходя из этих оценок мы сформулируем программу поддержки. Какой она будет, пока говорить преждевременно. Мы встретимся с операторами в ближайшие дни, — отметил Аркадий Дворкович.
Читайте далее: http://izvestia.ru/news/595221#ixzz3qzcpzwLX